Русский язык
Аннотация к рабочей программе
дисциплины «Русский язык».
Учебный предмет «Русский язык»
обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности
обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с
системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие
умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других
народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях.
Изучение русского языка обладает
огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в
том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка
как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Изучение русского языка направлено
на достижение следующих целей:
приобретение обучающимся первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как
языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи
как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными
представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике,
морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и
особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности
норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности,
готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Коррекционные задачи:
• Развитие
зрительного, осязательно-зрительного и слухового восприятия.
• Развитие
осязания и мелкой моторики, пространственных представлений.
• Формирование
навыков письма.
• Формирование
навыков чтения.
• Формирование
навыков работы с текстами, напечатанными укрупненным шрифтом и специально
адаптированными иллюстрациями к ним.
• Развитие
и коррекция произвольного внимания.
• Развитие
и коррекция памяти.
• Развитие
и коррекция устной и письменной связной речи.
• Обогащение
активного и пассивного словаря, формирование новых понятий.
• Преодоление
вербализма и формализма знаний и представлений.
• Развитие
диалогической и монологической речи.
• Развитие
и коррекции фонематического слуха.
• Формирование
навыков зрительного и осязательно-зрительного обследования, необходимых при
работе с дидактическим материалом.
• Развитие
навыков зрительного, осязательно-зрительного и слухового анализа.
• Формирование
способностей работать по заданному алгоритму, составлять собственные алгоритмы.
• Формирование
умений находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать
выводы.
• Формирование
умений зрительно ориентироваться в микропространстве.
• Формирование
коммуникативных навыков.
• Воспитание
потребности писать грамотно, в том числе с использованием персонального
компьютера и смартфона.