Чтение
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литературное
чтение»
Литературное чтение — один из ведущих
учебных предметов, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения
других предметов и дальнейшего обучения, закладывает основы интеллектуального,
речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести
обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков
смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и
книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
Учебный предмет «Литературное чтение» для
слепых обучающихся обладает высоким коррекционно-развивающим потенциалом.
Коррекционно-развивающий потенциал предмета «Литература» обеспечивает
преодоление следующих специфических трудностей, обусловленных глубокими
нарушениями зрения:
·
трудности в овладении чтением по системе
рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
·
несформированность или искаженность
представлений о предметах и явлениях окружающего мира, ведущая к вербализму
знаний;
·
трудности перевода кратковременной
информации в долговременную память, вызванная не только недостаточным
количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью для
обучающихся объектов запоминания и обозначающих их понятий, о которых они могут
получить только вербальное (словесное) знание, значительно ограничивающая объем
и время хранения в памяти терминов, стихотворных и прозаических текстов для
чтения наизусть, содержание художественных произведений, научно-учебных
текстов;
·
низкая техника чтения, препятствующая
пониманию прочитанного, выявлению авторской позиции;
·
недоразвитие связной устной и письменной
речи, затрудняющее выполнение разных видов пересказов, ответов на вопросы,
письменных творческих работ;
·
несформированность произвольного
поведения, которая ведет к расторможенности, быстрой переключаемости внимания,
хаотичности восприятия, необходимости постоянной смены видов деятельности или,
наоборот, к заторможенности, инертности, низкому уровню переключаемости
внимания, задержкам внимания на второстепенных объектах;
·
возникновение у ряда обучающихся
астенических состояний, характеризующихся значительным снижением мотивации к
обучению, избыточным нервным напряжением, повышенной утомляемостью, при которых
сложно читать и анализировать высокие по объему литературные произведения.
Преодоление указанных трудностей
необходимо осуществлять на каждом уроке учителю в процессе специально
организованной коррекционной работы.
Приоритетная цель обучения литературному
чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития,
осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания,
полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного
чтения определяется решением следующих задач:
формирование у
обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное
представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и
интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами
по классам; овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
для решения учебных задач.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 132 ч. (1 кл.), 136 ч. (2-4 кл.).