Окружающий мир или Мир вокруг нас
Аннотация к рабочей
программе дисциплины «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий
мир» для слепых обучающихся обладает высоким коррекционно-развивающим
потенциалом. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Окружающий
мир» обеспечивает преодоление обучающимися следующих специфических трудностей,
обусловленных глубокими нарушениями зрения:
·
отсутствие у подавляющего
большинства обучающихся возможности рассматривать объекты, наблюдать процессы и
явления, в том числе явления природы, проводить лабораторные работы, опыты и
эксперименты с опорой на зрительный анализатор;
·
несформированность и
фрагментарность ряда представлений;
·
узкий кругозор и
недостаточный для описания объектов, явлений и процессов окружающей
действительности, словарный запас;
·
бедность воображения;
·
фрагментарность восприятия,
невозможность целостного восприятия ряда объектов;
·
несформированность или
бедность пространственных и топографических представлений, знаний о природных
объектах, процессах и явлениях;
·
низкий уровень развития
мелкой моторики;
·
несформированность навыков
осязательного, зрительно-осязательного (у слепых с остаточным зрением) и
слухового анализа с использованием сохранных анализаторов;
·
вербализм знаний.
Преодоление указанных
трудностей необходимо осуществлять на каждом уроке учителю в процессе
специально организованной коррекционной работы.
Изучение окружающего мира,
интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии
людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного
взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании
данного учебного предмета; формирование ценности здоровья человека, его
сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений
и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике,
связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний
в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное
развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил по
строения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся,
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе
в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков
повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей
конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами
поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия
в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового
и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть
результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 66 ч. (1 кл.), 68 ч. (2-4 кл.).